• Приглашаем на открытие персональной выставки заслуженного художника России Фетисова Евгения Васильевича «С любовью к России»

    Приглашаем на открытие персональной выставки заслу...

    14.11.24

    0

    9189

  • «Музыкальная сборная России» исполнит в Сириусе музыку для деревянных духовых инструментов

    «Музыкальная сборная России» исполнит в Сириусе му...

    13.11.24

    0

    4379

"Русский ветеран в хорошей форме": мировые СМИ о новом фильме Кончаловского

  • 10.09.16
  • 0
  • 10202
  • фон:

Режиссер Андрей Кончаловский получил кинопремию имени Робера Брессона, которая вручается за духовные искания в кино. Церемония награждения состоялась на острове Лидо. Павел Гайков - о фильме режиссера "Рай", который показали на Венецианском кинофестивале.

Аплодисментами и криками "Браво!" встретили на фестивале в Венеции Андрея Кончаловского и его ленту "Рай".

79-летний Андрей Кончаловский приехал на старейший мировой кинофестиваль в статусе корифея и неоднократного победителя Мостры, как еще традиционно называют этот смотр.

кончаловский

Кончаловский — старейший из режиссёров-участников конкурса этого года. Впервые он побывал в Венеции более полувека назад, в 1965-м, с картиной "Первый учитель".

Его новая лента "Рай" — свежая, оригинальная, полная философской рефлексии работа, — стала лакомством для кинокритиков, как в России, так и на Западе, и дала богатую пищу для кинематографических наблюдений и отвлеченных размышлений.

Три героя — живущая во Франции русская аристократка, французский жандарм-коллаборационист и немец-эсэсовец, — помещены в некое условное пространство и время. Они говорят монологи на камеру; их рассказы о своей жизни иллюстрируются игровыми эпизодами.

Снятый на стыке стилей и жанров, в черно-белых тонах, в стилистике ретро и хроники, "Рай" смотрится необычно в фильмографии Кончаловского, хотя менять стиль от картины к картине — фирменная черта режиссёра.

Как пишет Variety, "фильм постоянно меняет свою тональность, опускаясь от жанра романтической истории до неидеально выверенной псевдодокументальной фиксации, кочуя между этими мирами".

Многие отметили работу актёров, в особенности, Юлии Высоцкой и молодого немецкого дебютанта Кристиана Клауса. "Выдающейся" называет их игру рецензент Variety, отмечая также "эксцентричную карикатуру" на Генриха Гиммлера в исполнении Виктора Сухорукова.

The Hollywood reporter с удивлением добавляет, что в этой сцене Сухоруков говорит, не по-немецки, а по-русски, и что его речь была переозвучена технически несовершенно.

В целом почти каждое издание нашло к чему придраться в фильме, и нельзя сказать, что картина вызвала однозначный восторг — её язык шероховат. Но все без исключения критики нашли хвалебные слова в адрес оператора Александра Симонова. С ним Кончаловский снимал свой предыдущий фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", получивший награды Венецианского кинофестиваля два года назад.

"Досадно, что в Венеции не вручают технические призы, ведь великий русский оператор Александр Симонов уже держал бы один из них в руках", — пишет The Hollywood Reporter.

Международные рецензенты иногда называют этот фильм старомодным, отмечают его неторопливость и протяженность — картина длится больше двух часов. Но при этом, фильм, рассказывающий о Холокосте, его жертвах и палачах, удивительным образом актуализирует конфликт природы добра и зла, проблему выбора, решений и их последствий.

Итальянское новостное агентство Adnkronos выносит в заголовок высказывание режиссёра, в котором он ставит в один ряд фундаменталистов всех мастей, от нацистов и колонизаторов Америки до современных исламистов.

"Я не собирался снимать фильм про Холокост, я хотел высказаться на тему зла, — цитирует выступление Кончаловского на пресс-конференции в Венеции агентство Reuters, — Зло рождается каждый день независимо от вашего возраста. Оно появляется на свет даже когда мы совершаем добрые поступки. Моя главная задача — дать вам почувствовать тот ужас, который человечество и конкретный индивидуум не испытывают, будучи уверенными в своей правоте. Вот этот страшный самообман толкает стольких людей на то, чтобы они делали зло, ибо они абсолютно уверены, что они делают добро. И стоит обратить внимание на такие происшествия как бомбардировки Ливии или Ирака — все эти злые поступки совершались во имя прав человека, демократии и свободы".

рай 2

В отличие от "Почтальона Тряпицына", красивого и медитативного, но слишком экзотического рассказа об аборигене Русского севера, у "Рая" с его тематикой и его героями — немцами, французами, русскими, каждый из которых говорит на своем языке, — есть хороший потенциал для международного, и в первую очередь европейского проката. И внимание к премьере "Рая", как и сами рецензенты в своих текстах, подчёркивает этот факт.

Источник